PECS — система эффективного обучения навыкам коммуникации и развития речи. Уникальность программы заключается в том, что социальное взаимодействие по её алгоритмам инициируют не окружающие люди — например, родители или учителя, а непосредственно ребёнок.
Главная цель и результат занятий с дефектологом по уникальной программе PECS — спонтанная и функциональная коммуникация, инициатором которой выступает ребёнок с диагностированными расстройствами аутистического спектра (РАС).
Занятия с дефектологом по программе PECS в Москве предлагает Нейроцентр медико-психологической коррекции и реабилитации. Мы специализируемся на диагностике и лечении всех видов нарушений, связанных с психическими и неврологическими функциями как у взрослых, так и детей.
Название программы «Picture Exchange Communication System» (PECS) переводится как «Коммуникационная система обмена изображениями». В основе занятий — использование карточек PECS. Они представляют собой картинки, изображающие предметы, действия, графические символы (пиктограммы).
Помимо графического изображения, у каждой карточки — свое название (например, «Раскрашивать», «Хлопать» и другие). Взаимодействие с использованием таких карточек в разы облегчает понимание желаний и чувств ребенка, а главное — снимает стресс, напряжение, тревожность.
Однако использование карточек необходимо совмещать с регулярными занятиями у дефектолога — специалиста, который применяет профильные практики по коррекции нарушений, связанных с речевым или психическим развитием.
Занятие с дефектологом по программе PECS
Изначально система по обучению навыкам коммуникации PECS разрабатывалась для успешного взаимодействия с детьми, у которых диагностированы расстройства аутистического спектра (РАС). Однако сегодня программа эффективно применяется для коммуникации со всеми не говорящими людьми разного возраста.
Программа PECS — эффективный инструмент для взаимодействия с ребенком. Однако его использование требует предварительного обучения, которое проводится опытными педагогами-дефектологами Нейроцентра медико-психологической коррекции и реабилитации в Москве.
Большая часть карточек — не действия (глаголы), а предметы (существительные). Допустим, продукты, игрушки, одежда.
Задача дефектолога — показать ребёнку, что карточку с изображением можно обменять на реальный предмет, который ему нужен.
На первом этапе в обучении участвуют два взрослых человека — например, два педагога-дефектолога. Один — подсказывает ребёнку, что делать, а второй — обменивает карточку на предмет, который на ней изображён. Это позволяет ребёнку получать то, что ему необходимо, — без стресса и напряжения.
Если на первом этапе перед ребёнком было два взрослых человека, один из которых подсказывал, что делать, а второй обменивал карточки на предметы, то на втором — развиваются спонтанные действия. Если взрослого нет рядом, ребёнок будет работать на дистанции — находить взрослого и передавать ему карточку.
На втором этапе карточки находятся не у взрослого (например, дефектолога или родителя), а в отдельном альбоме — необходимо сделать книгу с изображениями по системе ПЕКС.
Постепенно она будет увеличиваться за счёт добавления новых картинок
Не всегда ребёнок хочет именно то, что изображено на карточке — возможно, он не распознает некоторые или большую часть картинок. Результаты обязательно фиксируются и, желательно, в письменной форме — это важно, чтобы в дальнейшем научить ребёнка находить нужное изображение в книге.
На третьем этапе в альбом добавляют не только существительные, но и глаголы — карточки, которые отображают определённые действия (например, «Бегать», «Лежать», «Строить»).
Все действия вводятся постепенно и с обязательным обучением распознаванию.
На следующем этапе ребёнок учится самостоятельно составлять предложения, используя карточки из альбома. Это важно, чтобы он мог доносить сложные действия или потребности — например, по шаблону:
«Я хочу (существительное) или принеси мне (существительное)».
Взаимодействие — не только просьбы или донесение своих потребностей, но и полноценное общение с коммуникативным партнёром. На этой стадии обучения по системе PECS ребёнок учится отвечать на вопросы, используя те же карточки.
Например, взрослый спрашивает: «Что ты хочешь?», а ребёнок отвечает карточкой — предметом или действием.
Такое взаимодействие обеспечивает наглядную коммуникацию, в которую активно вовлечены обе стороны — например, родитель и ребёнок.
Завершающий этап работы с дефектологом — спонтанные комментарии
Ребёнок сможет адекватно и без ошибок отвечать на вопросы, которые задаются в случайном порядке.
Сначала занятия проводятся с визуальной опорой, благодаря которой ребёнок без стресса воспринимает спонтанные комментарии
Коррекционно-развивающие занятия по программе ПЕКС в Нейроцентре медико-психологической коррекции и реабилитации в Москве назначаются по результатам предварительного обследования, которое проходит с обязательным участием родителей.
Система обучения, в том числе количество и типы карточек, всегда подбираются индивидуально. Среди основных навыков, которые необходимы для программы PECS, — устойчивый зрительный контакт и возможность выражения «да» и «нет» (словами, жестами).